воскресенье, 23 мая 2010 г.

Шаг 3

Главной целью медико-санитарного просвещения на основе развития практических навыков является помощь молодым людям в усвоении поведенческих моделей и создание условий, способствующих и ведущих к здоровью. Как часть школьной деятельности по предотвращению насилия, обучение ненасилию должно помочь студентам приобрести знания, взгляды и навыки, предрасполагающие и стимулирующие их к тому, чтобы они не были ни жертвами, ни злоумышленниками, ни сторонниками насилия. Это не просто, отчасти потому что конфликт неизбежен в человеческих взаимоотношениях и возникает в самых разных контекстах, а отчасти потому что агрессивные взгляды и поведенческие модели открыто проявляются во многих частях современного мира.

Более того, разрешение конфликта ненасильственным путем является сложной поведенческой моделью, которая требует от индивида умения:

  • контролировать сильные эмоции (т.е. гнев, страх, беспокойство и предубеждение);


  • развивать и применять сложные когнитивные навыки (т.е. навыки рассуждения, аналитического мышления, решения проблем и принятия решений);
  • и развивать и использовать межличностные навыки (т.е. навыки уверенности в себе, умение выслушать и навыки общения, отказа, ведения переговоров и посредничества).

Указанные навыки и умения входят в группу психосоциальных компетенций, обычно называемых «жизненными навыками». Помощь молодым людям в развитии жизненных навыков является целью воспитания здоровья, формирующего навыки, эта же цель в определенной мере должна стоять и перед обучением ненасилию. Однако для совершенного владения такими навыками требуется длительная практика. И маловероятно, чтобы будет достаточно модуля, преподаваемого за один год, или программы, слишком концентрирующейся на информации и фактах. Вместо этого обучение ненасилию следует начинать рано (еще до того как у ребенка разовьются нездоровые взгляды и модели поведения или он уйдет из школы) и продолжать по стадиям согласно развитию в течение всего периода школьного обучения. Кроме помощи учащимся в приобретении знаний, оно должно быть нацелено на формирование взглядов и поведенческих моделей. С этой целью оно должно активно вовлекать учащихся в процесс их собственного обучения. Все те, кто занимается обучением учащихся принципам и методам ненасилия (в идеале все преподаватели школы) должны пройти обучение, чтобы использовать интерактивные/итеративные методы обучения.

Выбор школьной программы зависит от местных проблем и конкретных целей, определяемых во время фазы планирования программы школьного обучения ненасилию. Предпочтительнее программы, имеющие теоретическую основу, или на деле показавшие свою эффективность, даже если будут сделаны некоторые (небольшие) адаптации для соответствия местным нуждам. Насколько это возможно обучение, ориентированное на предотвращение насилия, должно быть интегрировано в другие основные области школьной программы, такие как обществознание, словесность, история или наука. Далее, ненасилие может и должно быть связано с другими видами обучения, способствующими равенству и справедливости в межличностных и социальных отношениях, такими как курс по правам человека, по сохранению мира и гражданскому образованию (особенно курс о демократическом обществе). Информация о предотвращении насилия лучше понимается и усваивается, когда она повторяется в различных контекстах.

Обратное утверждение тоже верно: непоследовательность в школьных наставлениях и том, как учителям и учащимся разрешается себя вести, превращает учащихся в циников, или хуже того, создает представление, что сильные индивиды имеют право применять насилие, а более слабые должны подчиняться или не обращать на это внимания. Методы обучения и дисциплинарные меры являются для школьного персонала основными возможностями формирования взглядов и навыков, которые им бы хотелось развить в учащихся. Руководство на самом высоком уровне ответственности должно взять на себя обязательство по надзору за тем, чтобы изучаемый в классе материал о насилии и ненасилии подкреплялся тем, что учащиеся видят и с чем сталкиваются за пределами класса.

Обучение, формирующее жизненные навыки, помогает учащимся приобрести практические навыки по предупреждению насилия и агрессии. Например:


  • Навыки коммуникации и ведения переговоров могут быть использованы для разрешения разногласий мирным путем

  • Навыки сопротивления и снижения личного риска могут быть использованы, чтобы избежать опасных ситуаций и людей

  • Навыки управления гневом/страхом/стрессом/горем помогают направлять в нужное русло эмоциональную энергию

  • Навыки решения проблем для устранения причины конфликта или поиска компромиссных решений

  • Навыки снижения предубежденности помогают снизить страх и/или неприятие «людей не таких, как я»

  • Навыки анализа и оценки того, как насилие представлено средствами массовой информации, помогают сократить негативное влияние

  • Навыки отказа могут быть использованы для отказа становиться жертвой или сторонником насилия

  • Навыки сопротивления давлению со стороны сверстников и взрослых помогают сохранить ключевую точку контроля над индивидом

Комментариев нет:

Отправить комментарий